|
||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||||||||||
В Осло идут к Вигеланну
«Здравствуй, дорогая моя! Так уж получилось, что вместо Москвы я отправилась путешествовать по Северной Европе. И в Норвегии посетила совершенно замечательное место. Посмотри сначала мои картинки, а после продолжай чтение. Хорошо? Норвегия, Осло Ну и как тебе эти творения? Согласись, не Микеланджело Буонароти, и не Огюст Роден, нет в нем некоей возвышающей человека романтической силы, но, тем не менее, очень впечатляет. Я про этого скульптора знаю очень немногое, как, впрочем, и вообще широкая публика. Говорят, он в последние годы своей жизни симпатизировал нацистам, и по этой причине как-то не принято им восхищаться. Данные не проверяла, поверила экскурсоводу на слово. И потом, когда увидела нагромождение человеческих обнаженных тел, как-то зябко стало, холодок прошел по спине. Ассоциации вызывает. Жуткие места напоминают эти сваленные, сплетенные в немыслимые композиции тела. Хотя есть и парочки, вызывающие улыбку: папа с ребенком, влюбленные, подростки, мыслители, замершие спина к спине. Однако, давай по порядку.
Над главным своим произведением (огромным!) Густав работал с 1905 года до самой смерти. Для парка, распланированного им самим по типу регулярных, французских парков, было создано из гранита и бронзы более тысячи фигур, скомпонованных в виде многочисленных групп вокруг центрального гранитного Монолита Все скульптуры выполнены в одной технике, одной манере, одном материале. Это - неполированный гранит, сугубо реалистичная (не сказать бы – грубо натуралистичная) манера, подсмотренные в жизни и не утрированные художником позы. Знаешь, как в советское время в наших парках «девушка с веслом» или «шахтер с отбойным молотком» – только обнаженные. Замысел у него такой: показать жизнь, как она есть, и человека во всей его обнаженной сути. Там у одной скульптуры возле матери (так и хочется сказать – самки) детки сгрудились и припали к груди, к животу… Максимально натуралистично, приземлено, без всякого оттенка чувства или мысли. Одни работы такого рода почему-то вызывают отвращение, другие – вроде двух старух с вислыми грудями и животами, сострадание или жалость.
Но я сразу предупреждаю, это – мое личное впечатление, оно, как ты знаешь, всегда субъективно. Да и может ли быть иначе? Здесь всегда очень много посетителей, все наперегонки фотографируются, ищут смешные ракурсы и позы. Я видела и восторг на лицах, но больше – изумление, ошарашенность, задумчивость. Ну-ну, пусть подумают. В Швеции я видела еще один парк скульптуры, но об этом в другом письме. Просто в одной «упаковке» не хочу путать два разных художника: если этот свои изваяния приземлил, то другой – поставил на ходули. Все, до связи, и не сердись, что я чуть-чуть отодвинула визит в Москву, осенью непременно увидимся». Мне осталось к этому добавить совсем немногое. Явление, с которым удалось познакомиться моей подружке, в самом деле, в художественной практике уникальное. Адольф Густав Вигеланн, (Gustav Vigeland) (1869–1943 годы), - норвежский скульптор, лидер символизма и модерна в национальной скульптуре. Он родился в Мандале на юге страны 11 апреля 1869 года в крестьянской семье. Подростком учился резьбе по дереву, затем занимался в художественных мастерских Осло (1889) и Копенгагена (1891). В конце девятнадцатого века жил сначала в Париже, чуть позже – в разных городах Италии. Кстати, Огюст Роден был его кумиром, большое влияние на Вигеланна этого гениального скульптора особенно ощущается е в ранних его вещах (многофигурный рельеф Ад, бронза, 1893–1897 годы, Национальная галерея, Осло).
В молодые годы Густав активно работал художником-археологом, реставрировал скульптурное убранство собора в Тронхейме (12–14 вв.). Для этого старого собора Вигеланн исполнил и несколько новых статуй. Прославился скульптор и остро характерными, очень выразительными портретами норвежских знаменитостей (К. Гамсун, 1900 год; Г. Ибсен, 1903 год; обе работы – из мрамора), а также памятников писательнице К. Коллетт, композитору Р. Нурдроку, математику Абелю - все они в Осло. Хорош и памятник писателю Б. Бьёрнсону в Бергене. Но вошел в историю этот скульптор, прежде всего, главным своим произведением, над которым трудился чуть ли не полвека. Это, вероятно, самый большой авторский скульптурный комплекс во всей истории искусства. Для парка Вигеланн создал из гранита и бронзы более 1000 фигур, скомпонованных в виде многочисленных групп вокруг центрального 18-метрового гранитного Монолита, а также высеченных в самом Монолите. Классическая тема модерна – замкнутый круг жизни и смерти – нашел в этом творении беспрецедентно масштабное, в целом патетически-скорбное воплощение, насыщенное множеством экспрессивных деталей и пластических мизансцен. Искусствоведы отмечают, что в этом ансамбле наиболее ярко выразился противоречивый художественный метод Вигеланна: наряду с реалистическими образами имеется много произведений, отмеченных грубым натурализмом и эротикой. Рядом с парком - музей, бывшая мастерская знаменитого норвежского скульптора. Согласитесь, что парк, что музей стоят того, чтобы в них побывать. Да и Норвегия, несомненно, очень интересная страна, в последнее время количество россиян, посещающих Царство Фьордов, удваивается год от года.
Норвегия, информация Валюта - норвежская крона (1 доллар примерно 6-7 крон). Из России в Норвегию полететь можно рейсами Аэрофлота, время в пути – 2 часа 30 минут. Самые интересные города кроме Осло: Олесунд, Берген, Тронхейм, Опдал, Лиллехаммер, Квитфьелль. Совет по туризму при посольстве Норвегии ра сположен в Москве на ул.Поварской, 7. А в Санкт-Петербурге совет по туризму при Ген.консульстве Норвегии - в Калужском пер., 3. Визу вам оформят примерно за 2 недели, но будем надеяться, что скоро с северным соседом у нас будут более тесные отношения, во всяком случае, это выгодно самой Норвегии. Климат не такой уж холодный, страну обогревает теплое течение Гольфстрим. В стране прекрасные условия для экологического отдыха, рыбалки, горнолыжного спорта, экстремального туризма. Побываете – расскажете нам!
ЛЮДМИЛА ПЕРЦЕВАЯ Фото Алины ПЕКАРСКОЙ
|
|
|||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2007 «Лаборатория Путешествий» |