|
||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||||||||||
Приватная роскошь британцев
«Мой дом – моя крепость». Ну, конечно же, этот принцип принадлежит англичанам, которые не допускали даже мысли о том, что на этот дом можно посягнуть так же, как они посягали на Индию, Америку, Китай, далее – везде. Ведь именно Великобритания была одной из величайших империй мира с многочисленными колониями. Постулаты частной собственности здесь крепли век от века, революции были немыслимы вообще. Так что на этом заповедном острове можно встретить замки и поместья, усадьбы пэров и лордов, которые стоят нерушимо столетия. Они стригут свои газоны, берегут столетние дубы и с большим вкусом украшают сады удивительными цветочными композициями. Мне посчастливилось побывать в таком заповедном местечке. Наш поезд из Лондона мчался в самый центр Великобритании, в небольшой городок Стоктон-он-Тис, где у нас были дела. Путь казался долгим, и мы коротали время, потягивая кофе и болтая. Прибыли далеко за полночь, поэтому в окна машины, встретившей нас, даже не пытались глядеть. Меньше часа пути – и вот мы подходим к невысокому очень красиво освещенному дому: это знаменитый отель Crathorne Holl Hotel. Это старинное поместье, в котором нынешние хозяева сдают номера за. . . Цену называть не буду, для сравнения скажу, что самые дешевые гостиничные номера в Великобритании стоят 120-175 долларов за ночь (данные британского журнала Telegraph). В средней гостинице в Лондоне можно устроиться за 250 долларов в сутки, а уж эксклюзивные покои в старинном поместье стоят на порядок дороже. Встречает нас у входа дворецкий с черным, как эта ночь, лабрадором. Собака, видимо, на службе, она приветливо помахивает хвостом и дает себя погладить. В холле стоит огромный свежий букет лилий и еще каких-то причудливых цветов, кажется - орхидеи. Меня провожают на второй этаж в номер, и первое, что я отмечаю: плюшевый черный лабрадор на постели с таким же красным ошейником, как у оригинала. Номер роскошный, от балдахина над постелью до картин на стенах и эксклюзивной мебели. Чертовски хочется спать! Утром я просыпаюсь и долго не могу осознать, как попала в эти дивные покои. Подхожу к окну и быстро понимаю, что раму здесь надо не распахнуть, а поднять вверх, как в старых английских романах. Вид из окна чудесный: огромный волнистый луг, вдали вьется река в пышных цветущих кустарниках, дальше какие-то леса и холмы, сколько только видит глаз. И на лугу уже работает газонокосильщик, которого сопровождает бдительный пес. Я любуюсь их неторопливым продвижением по поляне в лучах восходящего солнца. Повезло человеку с работой! Да и собаке – тоже.
Рань несусветная, и я решаюсь до завтрака погулять. Поместье окружает типичный ландшафтный парк, среди елей, сосен и лиственниц, с едва пробившимся хвойным пушком, куртины цветущих нарциссов. У самого дома разбиты клумбы с первыми весенними цветами, аккуратно подстрижены кусты. По стенам дома и каменной изгороди вьются цветущие лианы. Все очень стильно, сдержанно, никакой эклектики. Но и эту красоту англичане изобрели не сами. В Англии в начале восемнадцатого века архитекторы увлеклись поздним итальянским Возрождением и пытались, в частности, копировать стиль зодчего Андреа Палладио. Копировали не только архитектурные мотивы, но и интерьеры, планировку и разбивку садов. После публикации альбомов с рисунками и схемами архитектурного наследия итальянца богатая Англия просто заболела палладианством. У аристократии стало модно иметь особняк в стиле Палладио. Постройки палладианцев представляли собой компактные обычно трехэтажные здания с рустованным первым этажом. Главным считался второй этаж, выделявшийся плавным ритмом больших окон. Центр фасада чаще всего подчеркнут выступом или портиком с фронтоном. Все строго функционально, гармонично, солидно. (Никакого вам рококо и барокко, у чопорных британцев они не очень-то прижились). Внутри интерьеры, напротив, изысканны и роскошны. К концу столетия этот стиль стал самым распространенным, своего рода символом респектабельности. Характерной особенностью последователей палладианства стал контраст между строгим стилем здания и живописностью, природной свободой окружающего ландшафта. Они выступали за красоту естественную, в противовес ранее модным регулярным паркам с выстриженными кустами, прямыми дорожками, геометрически правильными фигурами на цветниках. Современники в этих модных ландшафтных парках видели отклик на творчество великого пейзажиста Клода Лоррена, которого соотечественники боготворили, некую живую аналогию его полотнам. Мне, кстати, тоже нравятся его пейзажи по колориту, настроению, незамысловатым сюжетам. Типично английские туманные мотивы. Главным создателем ландшафтных парков в 1730-ые годы в Англии был Уильям Кент. Сегодня это самый распространенный тип садово-парковой культуры. Живописные рощи чередуются в ландшафтных парках с открытыми полянами, извивающиеся дорожки с каждым шагом открывают глазу все новые удивительные картины. В тени деревьев прячутся статуи, искусственные гроты, руины. На руины в парке, которым окружен Crathorne Holl Hotel, я, правда, не натолкнулась, и вообще о них – позже. Но дивный аромат нарциссов, жужжание шмелей и туманные виды холмистых далей стали виной моего опоздания на завтрак. Однако хозяева встретили меня с понимающей улыбкой. Кофе в серебряном кофейнике и сливочник были горячими, ломтик дыни примирил меня с тем, что называется поридж, а свежий только что выжатый сок сделал утро идеальным.
Мы сидели в гостиной, пощипывали фрукты на столе, любовались камином, а солнце призывно сияло сквозь портьеры. И я опять спускаюсь в парк, теперь уже с фотоаппаратом. Лабрадор с удовольствием позирует, неспешно приносит заброшенную мною в кусты палку и всем своим видом демонстрирует гостеприимство и добродушие. Нет, у меня дома обязательно будет такой же, пусть хотя бы плюшевый. И стоит то всего ничего: 25 фунтов… Мне кажется, что отдых в таком тихом провинциальном местечке в окружении роскоши и птичьего гомона особенно показан деловым людям, публичным политикам. Ведь так хочется иной раз спрятаться от вездесущих фоторепортеров и просто побыть с близким тебе человеком в тиши и покое. Здесь же, в центре Великобритании, расположено аж три национальных парка, так что экология района по определению самая благоприятная. Кстати, коли уж мы начали наш рассказ с колониальных подвигов британцев, напомню, что в те же годы, когда они создавали на холмах Великобритании ландшафтные парки, в столице Китая Пекине рождался императорский архитектурно-парковый ансамбль Юаньминъюань. Строительство его длилось сто лет, там насчитывалось более сотни памятников паркового зодчества, множество уникальных пейзажных достопримечательностей. Было в этом дивном парке немало сооружений, выполненных и в европейском стиле, своего рода жест восточной толерантности, галантное признание чужой красоты. Европейцы, которым довелось видеть этот парк Юаньминъюань, писали, что это уникальное произведение садово-паркового искусства, что по красоте он – единственный из десятка тысяч парков. Но сегодня с ним можно ознакомиться лишь по описаниям. В 1860 году англо-французский экспедиционный корпус ворвался в Пекин и варварски разрушил и сжег этот уникальный памятник парковой архитектуры, предварительно разграбив находившиеся там древние картины, письмена, предметы прикладного искусства. Остались одни руины.
Людмила ПЕРЦЕВАЯ,
Также, искать в интернет:
|
|
||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2007 «Лаборатория Путешествий» |