|
||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||||||||||
Китай: Бонсай – старый кедр на твоем окне
Кто-то весело подхватил: «Должно быть, из-за тесноты у вас и бонсай родился – разведение миниатюрных копий деревьев?» Все посмеялись, а экскурсовод тут же парировала: «Две тысячи лет тому назад в Поднебесной еще вполне хватало места и для людей и для деревьев. Но если хотите, я вам расскажу истоки этого удивительного искусства. Сейчас японцы как бы узурпировали бонсай и считаются его непревзойденными мастерами. Но мы спокойно относимся к этому, если уж иероглифы из нашей древней культуры шагнули в Японию и от нас не убыло, то и всеми прочими элементами древней культуры мы делимся с ними и со всем миром, не боясь оскудеть».
Сам термин «бонсай» составляют два иероглифа - контейнер и растение. А вот когда это самое растение начали помещать в контейнер и усекать как снизу (по корням) так и сверху (по кроне) не знает никто. Но история возделывания карликовых растений насчитывает не менее двух тысяч лет. Впервые миниатюрные сосенки в горшках были отмечены на настенных росписях в усыпальнице императора Чанг Хуа династии Тан (706 год) в руках придворных. Точных же свидетельств, когда и кто придумал сажать деревья в горшки, нет. Так что приходится опираться не на документальные подтверждения, а на легенды. Одна из них гласит, что некий правитель велел создать у себя при дворце миниатюрную копию всей империи: города, реки, горы. Для этой затеи и создавались миниатюрные деревья. Однако наши ученые считают основоположниками бонсай приверженцев даосизма. Очевидно, древние философы проводили свои исследования влияния окружающего мира на Дао. Им сподручно было манипулировать не самими объектами внешнего мира, а их миниатюрными копиями-символами. Деревья же были самыми большими и долговечными живыми существами.
Уже позже, вернувшись из путешествия домой, я перевернула кучу литературы, чтобы побольше узнать об искусстве выращивания сосны, туи, кедра в горшке. И даже сама попробовала посадить семечко ливанского кедра, привезенное из Никитского ботанического сада! Вы не поверите, взошел нежный пушистый расточек, поднялся на высоту ладони и… медленно сгинул. Должно быть надо было хорошо знать состав почвы, режим полива, не оставлять его в одиночестве на время многочисленных командировок. На все на это у истинных любителей бонсая хватает терпения, знаний и любви. Как известно, около тысячи лет назад бонсай попал в Японию. Японцы довели искусство формирования карликовых деревьев до совершенства. разработали систему канонов, которая включает требования к облику растения, к сочетанию его с аксессуарами и правила экспозиции. Замечу, что сочетание внешней миниатюрности и огромного времени, необходимого на создание каждого экземпляра, придает бонсай ореол особой загадочности. Понятна и высокая цена таких живых произведений. Хотя и в оценке мистических предметов таится нечто философское. Вот какую легенду я нашла в литературе. «Некогда именитый путешественник забрался высоко в горы и был застигнут ненастьем. А в той дикой местности жил старый благородный самурай, много лет назад оклеветанный и изгнанный от двора. На его хибарку и набрёл изнурённый путник. Хозяин радушно принял гостя и предложил разделить с ним убогую трапезу. Путника надо было обогреть, а в доме - ни щепки. И тогда хозяин внёс в хижину несколько великолепных экземпляров бонсай, всё, что осталось у него от былого богатства и могущества. Невзирая на протесты гостя, он запалил их в очаге и тем обогрел замёрзшего путника. Сёгун, путешествующий инкогнито, подробно расспросил хозяина о его жизни и на следующий день продолжил свой путь. Через некоторое время в горы прибыли его посланцы, отшельника, не взирая на его возражения, препроводили ко двору, где сам сёгун встречал обиженного, но не потерявшего благородства человека. Он был восстановлен во всех правах, враги его были низвергнуты. А в дар своему спасителю сёгун преподнес несколько древних бонсай».
Внешний облик бонсай должен удовлетворять трём критериям:
Коническая форма кроны обеспечивает доступ света к листве нижних ветвей. Разнесение кроны по ярусам обеспечивает хорошую вентиляцию кроны и освещение. Густая листва позволяет растению поддерживать локальные зоны микроклимата внутри кроны. Почти во всех пособиях по бонсай можно увидеть стандартный набор требований к облику растения. Но в результате долгого и неспешного погружения в этот предмет приходишь к выводу, что настоящий шедевр, почти всегда - отступление от канонов. Как, впрочем, и в других видах изобразительного искусства...
В Европе бонсай начал распространяться в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. В России очень немногие энтузиасты заинтересовались им примерно тогда же. Но широкого распространения это увлечение не получило в силу высокой трудоемкости и сложности, наличия эстетического чувства и средств. Всего того, что не хватило и мне. А вот полюбоваться готовым произведением садового искусства всегда приятно: где-нибудь в удивительных садах Сучжоу или Ханчжоу, где и сделала я эти фотографии.
Фото автора
Также, искать в интернет: |
|
||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2009 «Лаборатория Путешествий» |