|
||||||||||||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||||||||||
Антверпен – город Рубенса и ювелиров
- Ну, ты как, чего пропал, ни слуху, ни духу, а здесь как, неужели пришел на Модильяни полюбоваться? - А что, следователю по особо важным уж и на прекрасное не взгляни? И мы, дорогая, не только водочку из чайника… Пойдем, я тебе кое-что покажу. На эту выставку я уж так забежал, по принципу «не проходите мимо», Модильяни – не из моих любимцев. И он повел меня на первый этаж, к голландцам, где, оказывается, было выставлено полотно могучего фламандца «Тарквиний и Лукреция» из частного собрания какого-то нового русского. Работа и в самом деле роскошная, несмотря на трагический сюжет – жизнеутверждающая и лучезарная по свежести живописи. Ну, просто выламывалась из рамы, как все, написанное Рубенсом. - Ты что, хочешь сказать, что ведешь расследование по похищению картины Рубенса? – пошутила я, сделав круглые глаза. - Да ну тебя, профессионального интереса здесь ноль. Знаешь, я по своему делу был в командировке в Бельгии, в Антверпене. Крутился, как черт на сковородке, только по вечерам и мог немного побродить по центру. Но, клянусь, на каникулы обязательно полечу в Антверпен, уже сам по себе, без бригады. Город – изумительной красоты. Хочешь, покажу, какую я съемку привез оттуда? Некогда? Да и мне тоже… Я тебе несколько кадров по электронке перегоню, посмотришь.
Поскольку было время обеденного перерыва, мы посидели в кафе и Михей всю трапезу пел про свой последний порт, который так неожиданно стал для него лучшим из лучших. Экскурсия по Антверпену - А почему тебя на Рубенса заклинило, - смеялась я, - если ты нигде, даже в музее, побывать не сумел? - Ну, как… Я там в один собор зашел, увидел его «Снятие с креста», знаешь ведь, даже для такого заурядного «знатока» Рубенс вполне узнаваем. А тут такая могучая работа, экспрессивная, мускулистая, динамичная… Полчаса простоял, не отрываясь. И не поверишь, хожу по городу и весь он с его богатой архитектурой, с барельефами, резными изображениями, завитками… ну вот рубенсовский и все! Такой избыточно живописный, нарядный. Так и представляешь: взялись художники и ремесленники всех мастей от изначального века украшать его и не могли остановиться на протяжении тысячелетия. Представляешь, дома стоят впритирку и все фасады словно в дивном каменном саду. - Эй-эй, ты, брат осторожнее, так ведь и в поэты угодишь, ведомство твое не одобрит. Надо признать, чувство прекрасного Михея не подвело и на этот раз. Антверпен в его лучшей, самой живописной части действительно неразрывно связан с Рубенсом. Мастер, как и город, тоже стал выразителем национального фламандского барокко с его жизненно-реалистическими установками, радостным ощущением стихии бытия. Своеобразие церковной архитектуры Фландрии (а именно ее территорию унаследовала сегодняшняя Бельгия) связано с богатством декора, там издревле применялась для украшения и церковных и светских зданий скульптура и пластическая орнаментация.
Кстати, в светском строительстве наиболее ярким образцом стиля барокко служит как раз дом Рубенса в Антверпене (1610-1617 годы постройки). Пышно украшенный лепными элементами, он изящно декорирован и внутри. Искусствоведы считают, что истоки фламандского барокко - в Италии, там учились практически все мастера изящных искусств из Фландрии, и Рубенс там тоже немало поработал. Но национальный вкус, жизнелюбие города, сбросившего испанское ярмо и вдохнувшего воли, придало особую наполненность и страстность творениям мастеров. Резчики-ремесленники, скульпторы, архитекторы, живописцы – все внесли свою лепту в этот гимн цветущему городу. Антверпен, расположенный в устье реки Шельды, в годы расцвета, в пятнадцатом - шестнадцатом веках, стал самым крупным европейским портом, центром биржевой торговли и финансовых сделок. Биржа в Антверпене была открыта в 1460 году. Занятно, что над рекой Шельдой нет ни единого моста, обе части города связаны туннелями под рекой. Если вы собрались посетить город, не торопясь пройдите по его старой части с позднеготическими постройками, собором, замком Стен, церковью Синт-Якобскерк, «Домом мясников». А на площади Гроте-маркт – великолепные памятники фламандского ренессанса: ратуша, гильдейские дома, церковь Синт- Каролус- Борромеускерк, королевский дворец. Особая гордость Антверпена – Королевский музей изящных искусств, в коллекции которого немало прекрасных полотен Питера Пауля Рубенса. Мы его знаем лишь как живописца, а ведь этот художник был личностью разносторонней. В его мастерской выросла не только целая плеяда живописцев, здесь был центр изящных искусств, школа граверов, резчиков, скульпторов, архитекторов. Он собрал уникальные коллекции картин, монет и гемм. Рубенс был ученым и знатоком античной культуры, дипломатом, который выполнял ответственные тонкие поручения. Он знал семь языков, и его с почетом принимали короли Франции, Испании, Англии. Почитайте письма Рубенса, это ценнейший художественный документ того времени!
Между прочим, Королевский музей Антверпена вовсе не создание щедрых королей. В его основе – коллекция картин старого нидерландского искусства, собранная бургомистром Антверпена М.Ф. Эртборна. В 1841 году он передал ее в дар городу. По мне так есть в этой коллекции жемчужины, не уступающие по красоте и известности картинам Рубенса. Ну хотя бы «Святая Варвара» Яна ван Эйка или триптих «Таинства» Рогира ван дер Вейдена. Реалистичность, жизненная убедительность этих творений на церковные сюжеты просто потрясает, словно писано нашими современниками… Михей прислал мне свои чудесные фотографии и обещал после майских каникул порадовать новыми снимками. Из всех сделанных наспех в деловой поездке кадров мне больше всего понравилась Северная башня собора Онзе-ливе-Врауэкерк (1521-1530 годы), как романтическая доминанта Антверпена. Божественна!
ЛЮДМИЛА ПЕРЦЕВАЯ
|
Искать в интернет:
|
||
|
||
| О нас | Связаться с нами | Добавить сайт/фирму | Copyright © 2006-2007 «Лаборатория Путешествий» |